Искусство умерло. Да здравствует искусство!

Не только в арт-сообществе, но и среди интересующейся искусством общественности довольно широко распространено мнение, что искусство приказало долго жить, что ничего нового уже сказать нельзя, никаких новых форм не может уже появится на свет. Остается только рецитировать и обыгрывать уже высказанное да соревноватся друг с другом в эпатаже. Точка зрения вполне в духе господствующего мировозрения нашей эпохи - постмодернизма.

Бесспорно, искусство в тупике. Но есть ли это смерть или кризис, переход к чему то новому? Что должно помочь художнику преодолеть глобальные проблемы искусства внутри самого себя (ибо художественное творчество есть сугубо индивидуальный процесс, прямо и непосредственно не связанный с социальной, объективной реальностью)?

Чем обусловлена пустота и мелкотемье постмодернистского арта? Мы думаем, что в значительной степени нарциссическим характером миросозерцания современного художника. Художник утратил связь с двумя самыми мощными силами творческого вдохновения - с природой и с идеалами, возникновение которых возможно только и исключительно на почве общего дела, объединяющего людей. Ибо такие понятия, как прекрасное, добро, благо, истина, благородство, достоинство и т.д. (равно как и их антитезы) могут появится лишь там и тогда, где и когда есть органическая связь между людьми, где и когда человек чувствует что он не отдельный островок, затерянный в океане, а часть великого континента. Художник оказался в ситуации отчуждения от бытийной первоосновы творчества.

Хотелось бы быть верно понятым. Тоталитарные социо-политические проекты не являются истинным общим делом, скорее пародией на него, безнадежной и тупиковой попыткой преодолеть распад органической коллективной связи и торжество нигилизма.

Правильно поставленный диагноз болезни - правильные методы лечения и первый шанс на выздоровление. Обрести новый масштаб творчества художник сможет не замыкаясь в скорлупе нарциссических переживаний, а путем поиска утраченной связи с бытием. И тогда его индивидуальный творческий акт станет подлинным, неиллюзорным, немимолетным СО-БЫТИЕМ. Но поиск этот не игра, это задача не простая. Этот путь требует отречения от духовного и материального комфортизма, таит в себе немало опасностей и разочарований.

Пессимисты скажут, что такой порыв обречен погибнуть под колесами могущественной Системы, объективных условий, истории, которая движется-де в ином направлении... Мы ответим им - историю делают люди! Люди (спаянные единой идеей и волей сообщества людей) задают колесу истории то или иное направление. Да даже если допустить, что пессимисты окажутся правы - настоящий художник только улыбнется им в лицо (Sapienti sat).

Коммуна конечно же не решит все проблемы художника. Ее задача создать пятачок свободного социо-культурного пространства, облегчить художнику тернистый индивидуальный путь обретения смысла. И уже от самого арт-сообщества будет зависеть, станет ли этот пятачок настоящим плацдармом, форпостом новой авангардной культуры.

Уже сейчас, отдельные художественные натуры предпринимают поиски в очерченном направлении. Например неподалеку от Харькова существует "СПАРТА" (Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация разработки трудовой активности). Члены этой общины добровольно занимаются нелегким крестьянским трудом, а свободное время используют для написания стихов. Если отбросить определенные командно-тоталитарные черты (система строгого внешнего контроля за образом жизни "спартанцев") основная идея заслуживает внимания - соединение коллективного труда на лоне природы с творчеством. Исходя из принципов Коммуны, подобный опыт следует критически пересмотреть следующим образом. Возможно создание поселения, которое одновременно явилось бы:
- творческой мастерской и арт-центром в полевых условиях,
- спортивным лагерем,
- полевым образовательным центром,
- площадкой труда и отдыха на природе.

Разумееется, речь не идет о том, что такое поселение может быть создано только лишь для одних художников. Это проект всех участников Коммуны, в котором в реальности осуществляются ее идеи и принципы - суверенитет личности, солидарность, взаимодарение. И поэтому заранее можно отмести зубоскальство всех и всяческих недоброжелателей, что мы-де хотим создать очередную тоталитарную секту или, наоборот, сеттельмент вседозволенности для неохиппи.

Дмитрий Кремнёв.

Перейти на главную страницу сайта

Сайт управляется системой uCoz