Революционный переворот в педагогике.
Проект Коммуны предполагает синкретическое единство образования, социальной помощи и взаимопомощи, культурного обмена, спорта и альтернативной формы проведения досуга. Эти области человеческой жизнедеятельности, ныне жестко отделенные друг от друга в результате давления рыночных и бюрократических сил, в Коммуне должны быть нераздельны и неслиянны.
Изчучая современную систему образования, мы видим колоссальные отличия от предществующих эпох. Это прежде всего массовидный характер, наличие жестко структурированной преподавательской иерархии, предельная формализация. Педагогическая модель обучения в процессе свободного диалога, общения, совместного поиска истины как учителем, так и учеником устранена. Примеры педагогики, подобные садам Академа, где великий Аристотель прогуливался с учениками, беседуя об истине, сейчас исключение из правила.
Современная педагогика, будучи элементом общественной системы, заточена на выполнение утилитарных, функциональных задач, стоящих перед системой. И она решает их с большей или меньшей эффективностью. Но проблема в том, что в результате, на выходе, мы имеем, как правило, индивида, обладающего набором узкоспециальных знаний, причем объем этих знаний обратно пропорционален широте их охвата. Человек, разбирающийся, скажем, в IT-технологиях, "нерубит" в искусстве, историк имеет перед собой технику как "вещь в себе" и т.п. Особого рода невежеством (воинствующим) отличаются молодые специалисты, подготовленные к профессиям, требующим как раз широкого и всестороннего образования, умения, хотя бы в общих чертах, разбиратся в самых разных сферах - журналисты и т.д. Кроме того, образовательная подготовка в системной педагогике отличается абстрактным, как правило оторванным от реальной практической жизни характером. Сплошь и рядом можно встретить людей, жалующихся, что полученные за время пятилетнего сидения в ВУЗе знания в большей части не пригодились в жизни.
Проблемы в педагогике и, не побоимся этого слова - кризис, есть часть структурного кризиса Системы. Их нельзя решить изолировано, как отдельный, сам по себе взятый вопрос. Наша цель не в этом. Мы должны апробировать новые примерные модели педагогики будущего.
Коммуна основана на принципе дара ("потлач"). Каждый участник морально обязан предоставлять в том числе и знания, которыми он обладает, и в которых нуждаются другие участники. Это в свою очередь порождает встречное моральное обязательство участника сделать ответный дар тем, в чем нуждается предоставивщий свои знания. Этот принцип положен в основу деятельности Коммуны в области образования. Имея его в виду, мы можем перейти к конкретике.
Кризис образования приводит к попыткам его преодолеть. Одним из примеров, на который мы хотели бы здесь указать является общественная инициатива группы бывших студентов закрытого властями "Европейского Университета" в Петербурге, которые не смирились с административным нажимом и создали т.н. "Новый Уличный Университет". Эта контр-институциональная практика предполагает свободу форм образовательного процесса (доклад с последующим обсуждением, свободная дискуссия на заявленную тему, социологический опрос, перформанс, коллективная манифестация, выездная сессия и т.п.), отсутствие какой бы то ни было ученой иерархии и сетевой принцип построения. Предложить тему, курс, может любой, кому есть чем поделится. И слушатели могут свободно избрать то, что им необходимо и интересно. Этот опыт нам необходимо взять на вооружение, критически пересмотрев обусловленный обстоятельствами и несколько излишний уклон в самодостаточный нонконформизм и соединив его с этикой и всей структурой деятельности Коммуны.
Дмитрий Кремнёв.
Перейти на главную страницу сайта